Самой дорогостоящей и, увы, достаточно уязвимой и подверженной различным повреждениям частью автомобиля является кузов. Именно на него приходятся все основные «удары» внешних негативных факторов – начиная от банальных ДТП, и заканчивая фатальными ошибками во время парковки или же «работы» проходящих мимо недоброжелателей. В качестве напоминания о неприятном происшествии владельцу автомобиля не остается ничего, как изо дня в день наблюдать сколы, вмятины и царапины на уже дефективном и требующем ремонта кузове.
Езда на поврежденном авто, пусть даже речь идет о незначительных, на первый взгляд, «травмах любимого коня может повлечь за собой куда более серьезные и даже фатальные последствия. Это может быть не только коррозийный процесс кузова, но и ДТП – в случае, если нарушения геометрии кузова остались незамеченными водителем. Разумная езда – безопасная езда, поэтому при описанных выше ситуациях у водителей дорога одна – в кузовной цех автомастерской.

 


При первом же визите к специалистам перед собственником автомобиля и самим мастером встает актуальный вопрос: чему отдать предпочтение – восстановлению кузовных элементов или же их полной замене. Безусловно, есть ситуации, когда о рихтовке речь идти не может, то есть деформация настолько сильная, что единственный выход – это покупка нового крыла или капота. А в остальных? Взаимовыгодным решением будет рихтовка – полное восстановление конструкции и эстетики элемента. Согласитесь, что для качественной работы и, что важнее, довольного клиента и отличной репутации СТО одного желания недостаточно – должна быть техническая база.


Рихтовка – это услуга, которая абсолютно заслуженно включена в спектр наиболее выгодных и престижных для автосервиса. Конкуренция в данной сфере серьезная, а репутация и поддержание достойного уровня среди клиентов, порой, обеспечивает прибыль, равную суммарной по всем остальным работам. Поэтому ваша задача – оставаться в выигрыше и стремиться оказывать максимально широкий спектр услуг даже в ситуациях, за которые отказываются браться ваши конкуренты.

 

Рихтовка – что собой представляет и для чего нужна


Рихтовка – это основополагающий процесс в любых ремонтных работах по кузову автомобиля. Этот этап дает возможность мастеру привести элемент к первоначальной геометрии, и избежать замены заводского металла. В данной статье нет смысла подробно описывать сам технологический процесс, так как речь не о нем. Если вкратце – это многоэтапный и ответственный процесс, подразумевающий полную реставрацию кузова, возобновление заводских геометрических параметров, удаление всех механических и технических несовершенств (вмятины, царапины). Обязательно специалистом производится выравнивание поверхности (избавление ее от бугров и неровностей), и лишь затем происходит заключительное устранение оставшихся дефектов поверхности перед покраской.

 


В зависимости от того, с какого рода повреждениями кузова работает мастер, используются две различных техники выравнивания поверхности:

 

1. Вытягивание. Методика используется для вогнутых вмятин в тех локациях, где доступ с обратной стороны невозможен или сильно ограничен. В этих целях специалист может использовать вакуумный инструмент или, так называемый, зацеп. Процесс происходит следующим образом: на центральной части вмятины фиксируется несколько крючковых элементов, после чего вручную или автоматическим образом происходит обратное усилие, и металл выпрямляется. В случае, если усилие было приложено слишком большое, исправить дефект можно описанным ниже методом.

2. Выстукивание. Чаще всего используется специалистами для работы над выпуклыми участками кузова – вздутым металлом или буграми. Некоторые специалисты используют технологию и при работе с вогнутыми эффектами, но лишь в тех локациях, которые позволяют осуществить доступ с обратной стороны.

 

Безусловно, рихтовка не является единственным способом для выравнивания поверхности, более того, далеко не всегда за счет нее удается добиться идеального результата. Финишным этапом, без которого обойтись невозможно, являются шпаклевка и покрытие кузова краской и лаком. Именно поэтому задача специалиста, занимающегося реставрацией, состоит в том, чтобы прийти к максимально идеальному результату и предупредить нанесения толстого слоя шпаклевки, который с течением времени может потрескаться. 

 

В качестве косвенных методик некоторыми специалистами используются также и другие способы: сварка, нагревание поверхности и т.д. Однако они не входят в спектр работ по рихтованию, и в данной статье рассмотрены не будут. Этот информационный опус – как своеобразный экскурс в сферу современного и эффективного оборудования для кузовной рихтовки. В зависимости от степени и характера повреждений могут быть использованы различные инструменты. Подробнее – далее в статье. 

 

Локальные дефекты: методики ремонта 


В том случае, если владельца автомобиля «беда обошла мимо», и проблема заключается лишь в незначительных дефектах – выпуклостях и вмятинах – рациональным будет использование комплекта оборудования, предназначенного для рихтования. 


Основным инструментарием в данном случае является гидронасос и цилиндр, осуществляющий прямое действие, которые соединены между собой шлангом. В первом узле находится резервуар с маслом, в котором создается давление (последовательное поднятие и опускание ручки). Усилие передается цилиндру, а затем – на крепящиеся к нему элементы оснастки, то есть насадки, за счет которых и осуществляется необходимое мастеру действие. Чаще всего в комплект оборудования, предназначенного для рихтовки, входят следующие элементы:

 

• Гидравлический шланг
• Клинья
• Переходники между функциональными элементами
• Головки для работы с выпуклостями и вмятинами
• Удлинители рукояти

 

В зависимости от типа набора основных элементов может быть от нескольких штук до пары десятков единиц. Соответственно, чем больше предметов, тем шире функциональный спектр набора, так как все насадки могут быть по-разному скомбинированы между собой. Чаще всего специалистами ценится функциональность молотков или, как их еще называют, ударных головок. Они – основные рабочие элементы при использовании методики выстукивания. Производятся с прорезиненной (для тонких работ) или рифленой (для более масштабных) поверхностью. 

 

Многие производители предлагают комплекты не только широкого, но и узкого спектра применения. Например, существует оборудование исключительно для работ с дефектами подвески, рычагов рулевого управления или стоек. Принцип работ аналогичен стандартному – при помощи гидравлического насоса, но с другими насадками.

 

В наборе поставляются и ручные инструменты – для незначительных дефектов. Все вышеперечисленные методики подходят для ситуаций, не предполагающих нарушения геометрии кузова. При настолько фатальных для автомобиля последствия применяется «тяжелая артиллерия» - стационарное оборудование специализированного назначения. 

 

Геометрические параметры кузова: методики возобновления 


Для того чтобы осуществить вытягивание частей кузова и вернут корпусу автомобиля параметры, заданные производителем, используется стапель – специальный стенд для комплексного ремонта кузова автомобиля. Это – наиболее эффективное оборудование, которое способно производить как диагностику кузовных повреждений, так и их удаление – непосредственно, рихтовку. После серьезных повреждений и/или ДТП восстановить кузов иным способом – невозможно. В качестве конфигуративных типов можно рассмотреть следующие: напольный, платформенный и рамный, а так как крайний является самым популярным, о нем следует рассказать подробнее. 

 

Конструкция рамного стенда полностью созвучна с его названием – это несколько рам с установленными на них устройствами для захвата и фиксации. Кузов крепится к этому основанию, после чего к ней прикладывается усилие от мощных гидравлических приводов и домкрата, которые поднимают автомобиль выше уровня земли. После этого начинаются работы по вытягиванию – для капота и крыши машины используется стрела с цепочной основой, а для нижней части кузова – специальный блок. Такая технология дает возможность закрепить кузов и соотнести его параметры фактической и уже исправленной геометрии с контрольными точками, которые выставляются согласно параметрам завода-производителя. За счет того, что рамный стенд предусматривает одновременную работу сразу нескольких силовых инструментов, у специалиста есть возможность осуществлять работы даже высокой сложности. Например, при значительной деформации две части кузова могут быть закреплены, а третья – поддаваться вытягиванию, не воздействуя на другие. 

 

Согласно неофициальной статистике лишь часть действующих авторемонтных цехов оснащены подобным, профессиональным оборудованием. Остальные предпочитаются «методику Кулибина» - самостоятельное изготовления аналогов при помощи подручных материалов. Конечно, результат очевиден – последние никогда не смогут предложить своим клиентам безупречную работу и 100%-ое восстановление заводских параметров по геометрии кузова. 

 

Экономическая составляющая приобретения: какой срок окупаемости оборудования для рихтовки?


Безусловно, это первый вопрос, который задают себе собственники СТО перед столь весомым инвестиционным вложением. Действительно, первоначальные капиталовложения при оснащении мастерской стендом для рихтовки достаточно внушительные – порядка 1,5 – 5 тысяч долларов, однако, перспектива окупаемости достаточно радужная. Учитывая тот факт, что ценовой диапазон на услуги колеблется в пределах от 70 до 250 долларов за одну деталь, а востребованность не снижается ни в зависимости от сезонности. Ни от других факторов, можно смело говорить об окупаемости в несколько месяцев. И не забывайте – вербальная репутация, которая, вне зависимости от вашего желание, расходится между клиентами – это и есть самое значительно капиталовложение в рост бизнеса.

 


Команда нашего интернет-магазина ответственно подошла к ассортиментному наполнению, и поэтому здесь вы можете купить абсолютно любые модификации комплектов для рихтовки 0 начиная от небольших до профессиональных наборов. Сомневаетесь в выборе? Свяжитесь с менеджером и получите полноценную консультацию по этому и другим типам товаров. Развитие бизнеса вместе с нами – это выгодно и удобно!